ЗАПОРОЖЬЕ

Нажмите «Нравится»,
чтобы читать «Комментарии» в Facebook!

Спасибо, я уже с вами.

«Нептун» и Китай помогут: ПАО «Мотор Сич» живет в ожидании заказов

0

Политика почетного президента концерна "Мотор Сич" Богуслаева повлияла на финансовую стабильность предприятия

Запорожское предприятие «Мотор Сич» широко известно не только в Украине, но и во многих странах мира, не говоря уже о родном городе. Всемирную известность завоевали отечественные авиационные двигатели, которые предприятие производит уже более 100 лет.

Изменения, случившиеся в 2014 году, нанесли серьезны удар по производителю –закрылся российский рынок, а «Мотор Сич» стала еще и объектом пристального внимания спецслужб. Тем не менее предприятие достаточно твердо стоит на ногах и видит перед собой перспективу, которая может обеспечиваться оборонными заказами из Украины и Китая.

113 лет работы «Мотор Сич»

Свою историю как предприятия авиационной промышленности «Мотор Сич» ведет с декабря 1915 года, когда основанный 8 годами ранее завод по выпуску различного оборудования для сельского хозяйства в связи с Первой мировой был перепрофилирован на выпуск авиационных двигателей для военной авиации. Это и определило судьбу предприятие на столетие вперед.

Во времена СССР «Мотор Сич» было одним из передовых в стране в своей отрасли, его инженеры-конструкторы разработали, а технологи и рабочие внедрили и произвели множество видов авиадвигателей как для военной, так и гражданской авиации. На запорожских авиадвигателях летали и продолжают летать множество типов боевых и гражданских самолетов, вертолетов, ракет, а теперь еще и беспилотных летательных аппаратов.

Масштаб предприятия выразился в том, что «Мотор Сич» получила статус объединения профильных заводов, разбросанных по всей территории Украины, которые специализируются на разработке, производстве и модернизации авиадвигателей. Также в состав предприятия вошли собственная авиакомпания «Мотор Сич», и ряд непрофильных активов, вроде оздоровительных комплексов и других объектов соцкультбыта.

С 1988 года «Мотор Сич» возглавил проработавший на нем до этого 23 года Вячеслав Богуслаев, с именем которого предприятие связывают до сих пор. В 2013 году Богуслаев ушел с поста руководителя, оставшись почетным президентом и владельцем контрольной части акций концерна. Во всяком случае именно с ним связывали коммерческие структуры, зарегистрированные в офшорах и владеющие большей частью предприятия.

Впрочем, структура собственности у «Мотор Сич» весьма запутанна и, по данным Нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, номинально самым крупным акционером – 17,31% акций, является зарегистрированная в Панаме фирма BUSINESS HOUSE HELENA, AG.

Впрочем, это не мешало предприятию успешно работать: в 2013 году «Мотор Сич» увеличило чистый доход на 9,4% в сравнении с 2012 годом – до 8,583 млрд грн. или более 1 млрд. дол. по тогдашнему курсу. Правда прибыль уменьшилась, но все равно составила до уплаты налогов 2,063 млрд грн. или порядка 250 миллионов долларов.

На предприятиях «Мотор Сичи», разбросанных по стране, тогда работали более 26 тысяч рабочих.

Евромайдан резко поменял ситуацию, лишив концерн его основного рынка сбыта – Российской Федерации.

«Мотор Сич»: эра без России

После аннексии Крыма и создания марионеточных режимов на части Донбасса сотрудничество с РФ в глазах общества стало худшим из грехов. «Мотор Сич», который до 75% своей продукции тогда экспортировал в Россию, в полной мере вкусил настроения общества, тем более, что в первом же полугодии 2014 года предприятие нарастило чистый доход на 21% до 4,7 млрд грн. и получило 1,5 млрд грн. чистой прибыли.

В результате в ноябре «Мотор Сич» прекратило поставки авиадвигателей в Россию.

Впрочем, формально предприятие продолжало вести успешную деятельность – чистая прибыль предприятия по итогам 2014 года выросла на 13% с 1,32 млрд грн. до 1,547 млрд грн. Однако с учетом почти 200%-й девальвацией гривны – до 15,8 грн. за 1 доллар к 31 декабря, реальная прибыль в долларовом эквиваленте упала более чем в 1,5 раза – со 165 до 97 миллионов долларов.

Собственно, в подобном же режиме роста чистой прибыли в гривне и падении в долларах из-за девальвации гривны «Мотор Сич» прожила и последующие годы:

- 2015 год зафиксировал чистую прибыль предприятия в 3,67 млрд грн., что в 2,37 раза больше чем годом ранее, с учетом же курса в 24 гривны - это примерно 153 миллиона долларов;

- в 2016 году чистая прибыль сократилась на 41% до 1,964 млрд грн., что при курсе в 27,2 грн. давало 72,2 млн. дол. США;

- в 2017 году чистая прибыль выросла наполовину до 3,104 млрд грн. или 110 миллионов долларов с 28 гривнами за 1 доллар;

- в 2018 году предприятие получило мощнейший «удар под дых» от Службы безопасности Украины или собственного руководства - версии различны, но по итогам 9 месяцев чистая прибыль упала в 4,7 раза до 543,31 млн грн. или жалких 19,2 млн дол. по курсу 28,3 грн.

Пока же предприятие, его бухгалтерия и НБУ соревновались в том, что вырастет быстрее – финансовые результаты работы или курс доллара, с предприятий «Мотор Сичи» постепенно уходили работники, так что число сотрудников уменьшилось с 26 тысяч в 2013 году до 22 тысяч в марте 2019 года.

СБУ и «Мотор Сич»-2018: спасение или рейдерство

Несложно заметить, что самым тяжелым периодом для предприятия стал 2018 год и тому есть сразу две версии. Но начались эти проблемы еще в 2017м со сделки, проведенной годом ранее.

6 апреля 2016 года ПАО «Мотор Сич» взяло кредит у компании Skyrizon Aircraft Holdings Limited (Британские Виргинские острова) в размере 100 миллионов долларов. Однако настоящим заимодателем являлась китайская компания Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co Ltd. Затем в течении 2016 года 56% акций «Мотор Сичи» были проданы и впоследствии сконцентрированы у 6 офшорных компаний.

Эти действия Служба безопасности Украины трактовала как диверсию, целью которой являлось уничтожение стратегического предприятия – ПАО «Мотор Сич» и в 2017 году открыло уголовное производство. В рамках его в апреле 2018 года сотрудники силовых структур появились с обыском на территории предприятия. 

Сам Вячеслав Богуслаев обвинил СБУ в «рейдерском захвате» предприятия и заявил, что были проданы 15% акций предприятия китайскому инвестору, в рамках привлечения инвестиций в 200 миллионов долларов для организации совместного лицензионного производства авиадвигателей в КНР. 

Какая из версий более соответствует истине – неизвестно, но конфликт несомненно вызвал ухудшение ситуации на предприятии, что и было отражено в отчетности за 9 месяцев. Впрочем, впоследствии ситуация нормализовалась и СБУ утратило видимый интерес к предприятию.

Любопытно, что в структуре собственности «Мотор Сичи» по данным Нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, помимо уже упомянутой BUSINESS HOUSE HELENA, AG с 17,31% акций присутствуют еще ряд формально иностранных фирм:

- GRANUM CORPORATION владеющая - 9,27% акций;

- Skyrizon Aircraft Holdings Limited c 9,99% акций;

- ТВИНСТАР ХОЛДИНГС С.А. - 6,23%;

- ЛИКАТРОН ЕНТЕРПРАЙЗЕС ЛИМИТЕД - 9,99%;

- Синьлей - 5,01.

Впоследствии Богуслаев признал, что продал принадлежавшие ему 56% акций, покупателям, которыми, судя по всему, и стали эти компании.

Кроме СБУ уголовное преследование против предприятия открыли в 2018 году и в Беларуси – его руководство обвинили в нанесении ущерба ОАО «Оршанский авиаремонтный завод», которым владело «Мотор Сич» и летом вернули его в собственность государства.

Впрочем, если СБУ и не проявляет видимого интереса к предприятию, то его делами плотно занялось Государственное бюро расследований, подозревающее служебных лиц «Мотор Сичи» в растрате средств за счет покупки «мусорных» ценных бумаг на сумму в 27 миллионов гривен через фиктивные и связанные между собой фирмы. Также подозреваемые осуществляли хищения путем перестрахования собственных сделок в различных страховых фирмах, тонкости взаимоотношений с которыми следователи ГБР и пытаются выяснить. 

«Мотор Сич» спасут Китай, Турция, РФ и «Нептун»

Хотя 2018 год и был для предприятия непростым, перспективы у него есть и весьма неплохие, правда многое тут зависит от внешних факторов.

Главной видимой перспективой для предприятия остается уже упомянутое сотрудничество с Китаем – еще в 2001 году ПАО «Мотор Сич» заключило договор с КНР о поставке до 2041 года 1900 авиадвигателей и ремонте еще 3840 на общую сумм в 5,7 млрд дол. Очевидно, именно в рамках исполнения или расширения этого контракта и намечалось строительство завода по производству лицензионных украинских двигателей, деньги на который и стали поводом для Богуслаева - продать акции, а СБУ – заявить о диверсии.

Такие огромные поставки авиадвигателей китайская сторона осуществляет в рамках программы по созданию более современных национальных ВВС. Но в первую очередь двигатели предназначены для учебно-боевого самолета Hongdu L-15.

Впрочем, у этого контракта есть и оборотная сторона – в случае строительства завода в КНР, объем заказов авиадвигателей «Мотор Сичи» резко снизится, что отразится на объемах производства и доходах компании.

Однако, на смену китайскому контракту могут прийти и другие. Так, в сентябре 2018 года министр внутренних дел Украины Арсен Аваков сообщил о победе «Мотор Сичи» в конкурсе по модернизации 17 вертолетов Ми-17 для турецкой жандармерии.

Не забыли на «Мотор Сичи» и о РФ, сотрудничество с которой продолжается, как прямо, так и опосредованно.

Так, в рамках российско-китайского проекта создания тяжелого вертолета «Мотор Сич» должен будет поставлять двигатели на базе Д-136. Также предприятие поставляет свои двигатели для гражданской авиации РФ – самолета-амфибии для тушения пожаров Бе-200, модернизирует двигатели для «Ан-124 Руслан» российских авиакомпаний, сертифицирует двигатель для собираемого в РФ самолета региональной авиации L-410 и другое.

По сути, как заявил Вячеслав Богуслаев в одном из интервью, поставки продукции в РФ заморожены только по военным программам и не коснулись гражданских, но и это привело к падению производства на 40%.

Наконец, помочь «Мотор Сичи» может и отечественный оборонный заказ, тем более что предприятию есть, что предложить.

Прежде всего, это вертолет МСБ-2 собственной сборки – глубокая модернизация вертолета «МИ-2», производство которого должно развернуться на предприятии в течении 2019 года. Правда информации о заказе машин Минобороны Украины нет, хотя ее стоимость еще в 2014 году оценивалась в 3 раза дешевле, чем покупка новой – 4,5 млн дол. против 15 млн дол.

Другим перспективным проектом с участием «Мотор Сичи» является создание отечественного комплекса крылатых ракет проекта «Нептун», который недавно прошел испытания в Одесской области. 

В качестве двигателя «Нептуна» используется ракетный двигатель производства «Мотор Сичи» МС-400, аналогичный Р-95-300, но более легкий. Также он используется в другом отечественной перспективной крылатой ракете «Коршун». Наконец, его же планируется устанавливать на ракеты «Аист», разрабатываемые в Беларуси.

Словом, теоретически перспективы предприятия весьма неплохи, правда на практике зависят от многих факторов, в том числе и от политического курса президента, избранного 21 апреля – если будет взят курс на демилитаризацию, то двигатели «Мотор Сичи» могут оказаться невостребованными вместе с ракетами. С другой стороны, демилитаризация и изменения во внешней политике, могут открыть «зеленый свет» для расширения сотрудничества с РФ.

 

Информация по темам: мотор сич, богуслаев, авиадвигатели

Новости партнеров

Новости Trembita.info

Последние новости

08:04

Многоликий Ростислав Шурма – менеджер, политик, представитель интересов

13:28

Запорожский ферросплавный завод – вечный заложник политических и энергетических игр

22:49

Запорожская «Искра» - защитить друга от пламени врага

10:44

Братья Кальцевы – политические «неваляшки»

15:23

Народный депутат Николай Фролов: шесть или семь партий было, впереди - новая или мэрское кресло

Архив

zp.comments.ua

block2

zp.comments.ua
Загрузка...

   © «Комментарии:», 2014

Система Orphus